Тенденцией современного образовательного процесса является формирование у учеников навыков самостоятельного приобретения знаний в огромном информационном пространстве.
Но, дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картину в целом и воспринимают информацию по принципу клипа.
Поэтому основу мышления современного школьника теперь составляют не столько понятия, сколько смысловые образы.
В связи с этим особый смысл и насущную необходимость обретают приемы визуализации подачи материала.
Визуализация – это процесс представления материала в виде изображения с целью максимального удобства для его понимания, то есть она позволяет преобразовать огромные массивы информации в образы и запоминать ее на длительное время.
Визуализация, как видим, охватывает различные уровни отражения и отображения, опирается на механизмы мышления.
Но, как и любой тип мышления, визуальное мышление развивается тогда, когда его используют, практикуют.
Уверена, что каждый учитель применяет на уроке наглядный материал
История – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества визуальной информации на уроке.
Но мало прощелкать презентацию, показать картинку или историческую личность. Это всего лишь наглядность, которая основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа.
Визуальное мышление - это видеть больше, чем предстает глазам.
Главное, чтобы ученик не только смотрел, но видел и анализировал уведенное.
Виды приемов и техник визуализации разнообразны. Это: традиционные диаграммы, создание скетчей, визуальных заметок, инфографика. листы опорных сигналов, скрайбинг, опорный конспект в виде рисунков и схем, фишбоун и интеллект-карты или карты ума.
Интеллект-карты являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект - карта - это мощный графический метод, универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации.
В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, при создании интеллект-карт задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника интеллект- карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, где место в центре занимает главная идея, мысль от которой в виде лучей или ветвей отходят ассоциации и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает множеством связей с другими ассоциациями.
Сам же процесс создания интеллект-карт получил название майндмэппинга (англ. mindmapping)
Сплошной текст и схемы однообразны. В майндмэппинге в отличие от линейной формы используются приемы активизирующие восприятие. Это и разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас — все это создает яркий визуальный продукт.
Благодаря своим свойствам интеллект-карта органично вписывается в образовательный процесс, но при этом надо придерживаться определенных правил ее создания и выдерживать этапы ее ввода.
Уже в 5 классе я начинаю знакомить ребят с данным приемом.
Первый этап работы с интеллект-картой начинается с ввода интеллект-карты в качестве наглядного пособия к теме урока
При этом не просто представляю законченный вариант карты, а создаю ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания. Например, составление интеллект-карты при изучении «Древний Египет».
Тема записывается в центре доски, и предлагаю детям сформулировать вопросы ассоциации. Тем самым дети определяют цели и задачи урока. Обязательно звучит вопрос: "Где?" С него я и начинаю работу, переключаясь на историческую карту, вместе с ребятами определяем положение – Африка, его и вносим в интеллект - карту. Далее схематично изображаю реку Нил и дельту, прошу ребят отобразить свой рисунок, поясняя значимость рисунка или значка, где может быть спрятана ассоциация. Затем работаем с учебником и с помощью беглого чтения определяем совместно следующие ассоциации (они могут совпадать с пунктами параграфа): Природа и Занятия. Прорабатываем пункт «Природа», заполняем схему. «Занятия» изучаем по наглядным картинкам учебника.
В итоге интеллект - карта готова и на доске и в тетради ребят. При этом, создавая карту, мы использовали разные формы работы: развивали картографические навыки, анализ текста, работали с картинками и одновременно писали, рисовали, предлагали свои значки-обозначения, развивали творческие способности.
Далее еще раз проговариваю алгоритм построения карты, указываю на нюансы: карта читается с верхнего правого угла, одна ветвь-одно слово, чем дальше от центра-тем тоньше ветви, и цвет обязательно. Что сначала детей очень настораживает, ведь согласно орфографическому режиму только синяя ручка и карандаш и обязательно несколько раз уточнят. Не всегда дети рационально используют пространство, поэтому желательно первый раз делить доску на 4 сектора, что бы легче было соотнести с пространством тетради.
Завершаем работу вопросами: «Понравилось ли рисовать рассказ, в котором мало слов, но всё понятно? Достаточно ли на карте информации, по которой можно рассказать о предмете?».
Следующий урок начинается с актуализации знаний.
Можно предъявить готовую карту и предложить составить рассказ без помощи учебника либо с опорой на текст.
Следующим этапом возможно ввести неполную карту, с пропущенными ассоциациями либо в качестве домашнего задания дополнить дома. Как вариант предложить восстановить «деформированную» интеллект-карту: исправить ошибки, восстановить элемент, дополнить элемент и защитить свою работу.
Учащиеся работают в парах или группах. Выполняя такой вид деятельности, ребята учатся выделять главную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и осознанно строить речевое высказывание.
Заключительный этап работы с интеллект-картой направлен на самостоятельное создание её учащимися. При изучении темы делаются пометки для создания интеллект-карты по новой теме. Дома больше вариаций для творчества, появляются картинки, тщательно прорисовываются объекты и линии. В процессе самостоятельной работы учащиеся анализируют и отбирают необходимую информацию, преобразовывают её в виде карты и воспроизводят в устной речи. Рисование от руки стимулирует мышление.
Существуют различные компьютерные программы для создания интеллект-карт.
Хочу порекомендовать ГоУконгр. Особенность - создание не только картинки, но и видео просмотр, как динамичная презентация. Можно делать вкладки в виде рисунков, текста, гиперссылок с переходом на сторонний ресурс и вставлять видео. Не всегда позволяют технические способности на уроке, можно поделиться в социальной сети, выложить в общий чат.
Рекомендации по созданию ищите на Национальном образовательном портале.
10 класс. Большие объемы информации, Всемирная история до 10 страниц. Поэтому данный метод интеллект-карт помогает охватить необъятное.
При групповой работе, ребята учатся организовывать процесс, распределяя текст, обязанности, контролируя время. После составления карты представляют, свой проект, класс задает уточняющие вопросы. 4 группы выступили, 4 раза вникли в ключевые моменты темы. Также формируется навык краткого изложения главной мысли, аргументации выбора ассоциаций. Здесь очень важно учителю следить за временем и контролировать процесс.
Да, в учебнике имеются интеллект-карты, но они сухи, мы их используем для введения в тему, для постановки проблемного вопроса.
Помогает интеллект-карта и на уроках обобщения материала, данная работа позволяет выявить и ликвидировать пробелы в знаниях, то есть выполняет функцию коррекции. Стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи, развивает коммуникативную компетенцию.
Не заменима интеллект-карта и при внеклассной деятельности. Особенно при работе над исследованиями и проектами для организации планирования.
В данном случае используются интернет ресурсы для совместной деятельности, и ребята удаленно могут работать, определяя и корректируя шаги или этапы работы над темой. Поскольку карту можно дополнять на любом этапе, последовательно отображается и фиксируется проделанная работа и результат. Постепенно приобретаются навыки и без помощи учителя организовывать процесс.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода визуализации очень эффективно для использования на уроках истории, так как данная технология развивает критическое мышление, позволяет использовать собственные ассоциации, также учащийся самостоятельно структурирует и отбирает важную информацию, развивает творческие способности и креативное мышление, что делает процесс обучения увлекательным, запоминающимся и понятным.
раскрыть » / « свернуть